Вампиры. Кровь. Свежие новости литературы и кино о вампирах.

Вампиры. Кровь. Свежие новости литературы и кино о вампирах.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!


Добро пожаловать в Царство Ночи!
Правила общенияО сайтеФорумАнтиВампирыГалереяЧаВоПоискРегистрацияВход
Московское время
Музыка на портале



Vampire Тwitter

Поделиться | 
 

 МИФЫ О ВАМПИРАХ: ПОПЫТКА АНАЛИЗА

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение

Agness


avatar

 
 

Сообщения : 95
Дата регистрации : 2010-03-05
Возраст : 28
Откуда : МОЛДОВА

СообщениеТема: МИФЫ О ВАМПИРАХ: ПОПЫТКА АНАЛИЗА   Вт Июн 29, 2010 8:53 pm

ОГЛАВЛЕНИЕ









ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ВАМПИР».
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНУ «ВАМПИР».
ГЛАВА 3. САМЫЕ РАННИЕ УПОМИНАНИЯ О ВАМПИРЕ.
ГЛАВА 4. ИСТОКИ ВЕРЫ В ВАМПИРОВ.
ГЛАВА 5. ВАМПИР КАК НЕУСПОКОЕННАЯ ДУША.
ГЛАВА 6. ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ДУШУ ПРИ РОЖДЕНИИ И СМЕРТИ.
ГЛАВА 7. ОККУЛЬТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРОВИ.
ГЛАВА 8. АБСТРАКТНАЯ ПРИРОДА ВАМПИРА.
ГЛАВА 9. ЧТО МОГЛО СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ МИФА.
1. ЛЕТАРГИЧЕСКИЙ СОН.
2. ПОРФИРИЯ.
3. ТЕКСТЫ АПОКРИФОВ.
4. ПРАКТИКИ ДРЕВНИХ ШАМАНОВ.
5. СУЩЕСТВОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЖАЖДУТ КРОВИ.
ГЛАВА 10. РАЗВИТИЕ ОБРАЗА ВАМПИРА В ЛИТЕРАТУРЕ.
ВЫВОД.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Введение

"Его кожа была румяной и светлой, ногти длинными и злобно искривленными, рот еще сочился кровью от последнего ночного пиршества. Кол прошел прямо сквозь грудь вампира, пронзительно вскрикнувшего, когда из раны потекла кровь. Затем он был сожжен дотла". Так описано появление в 1732 г. в Белграде вампира. Для многих современных читателей образ вампира связан прежде всего с Дракулой, героем романа Брэма Стокера, опубликованного в 1897 г. и удачно экранизированного в 1927 г.
Действительно, представления о вампире весьма различны: это и мифический персонаж, представленный в фольклоре всех времен и стран, и герой народных рассказов о маньяках с противоестественной жаждой крови или преждевременно похороненных, и участник религиозных сюжетов о неприкаянных душах. Нет ничего удивительного в том, что художественные произведения сформировали распространенное представление о вампире как о летучей мыши - демоне, сосущей кровь спящих женщин. Подобный монстр, предшественник Дракулы, изображен в книге Преста "Varney the Vampire" (1847). Действительно, с начала ХIХв. вампир стал достойной темой для многих серьезных писателей, видимо, находившихся под влиянием ученых трудов о вспышках вампиризма по всей Восточной Европе на протяжении XVIII.
Примечательные описания вампиров содержатся в следующих произведениях: "Коринфская невеста" Гете (1797), "Леонора" Бюргера (1773), "Фалаба - разрушитель" Р. Саути (1801), "Вампир" Д. Байрона (1819), "Франкенштейн" М. Шелли (1818). Вампиров изображают также Т. Готье в "Смерти любовника" ("La morte amoreuse", 1836), Бодлер в "Вампире" (1855), Маркиз де Сад в "Жюльетте" ("Juliette", 1796), а также Ш. ле Фану в "Кармилле" ("Carmille", 1872), М. Джеймс в "Герцоге Магнусе" ("Count Magnus", 1905), Ю. Бенсон в "Комнате в башне" ("The room in the Tower", 1912) и Ф. Кроуфорд в романе "Жизнь за кровь" ("For the blood is the life", 1911)
Мы привыкли видеть вампира, таким, как его представляли выше перечисленные писатели – грозным существом, живущим по ночам, убивающих людей для продления своего существования. Мы смотрим фильмы с таким образом вампира, мы читаем фантастику с подобным существом в главной роли. У нас есть образ вампира – кстати, модный ныне. Но, пожалуй, мало кто из нас задумывается, а как возник этот образ? Обычно ответ на этот вопрос крайне прост: так вампира описал писатель Брэм Стокер, и от него и пошел образ аристократичного и притягательного вампира.
Возникает следующий вопрос: а что было до Стокера? А каков был образ вампира раньше? Что это за миф вообще – миф о вампире? Я попытаюсь проследить генезис развития мифа, а также попытаюсь показать в своей работе, что миф о вампире – не абстрактная сказка, а попытка объяснить естественные физические явления, такие как мор и чума, а так же постараюсь доказать, что сам вампир, в его истинном проявлении, нематериален, а существует лишь в умах людей.
В своей работе я использовал следующую литературу:
Во-первых, это книга Монтегю Саммерса «История вампиров». На основе длительных исследований он пришел к выводу, что далеко не все истории о вампирах выглядят так уж традиционно. В темных анналах истории, как, впрочем, и в газетах нового времени, сохранились сведения о живущих, современных нам людях, которые становятся вампирами из-за непреодолимой тяги к человеческому мясу и крови. В эту особую категорию вампиров Саммерс включил, например, 14-летнюю девочку из Франции, которая любила пить кровь из свежих ран, итальянского бандита Гаэтано Маммоне, у которого имелась «прекрасная привычка припадать губами к ранам своих несчастных пленников», а также бесчисленных каннибалов всех времен и народов. Сюда же он относил и тех, кто питал аналогичное пристрастие к трупам, а не к живым людям. «Вампиризм, — пишет Саммерс, — представляется в более ярком свете, это вообще какое-либо осквернение трупов, и нет преступления более ужасного и отталкивающего».
Во-вторых, это Дом Августин Кальме, французский библиовед, который в своей диссертации «о появлении ангелов, демонов и призраков, а также о появлениях вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезин» попытался доказать, что около 75% всех историй о вампирах суть вымышленные. Дом Кальме говорит: «Вампиризм был результатом расстроенного воображения суеверных, которые воображали, что некоторые люди после смерти подымались из своих могил, беспокоили целые деревни, сосали кровь у своих родных и умерщвляли их. Этих мнимых мертвецов, беспокойных ночных бродяг, прокалывали насквозь, рубили и жгли, не сознавая бесчеловечности таких отношений к лицам, которые большей частью были умершие, никогда и не думавшие беспокоить живых, поднявшись из могил, как потому, что не в состоянии были подняться из могил, так и потому, что в безотрадном состоянии обморока они попросту были не способны».
В – третьих, это «Оккультное значение крови» Рудольф Штайнера, где автор пытается доказать, что кровь является не только важной биологической составляющей человека, но и хранилищем души.
В - четвертых, книга Д.Д. Фрезера «Золотая ветвь». Дж. Фрезер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно-исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания.
В - пятых, это Рыбаков Б. А., известный исследователь мифов древних славян и его книга «Язычество древних славян».
Так же, я использовал тексты христианских апокрифов, в которых я увидел параллель с мифами о вампирах, и материалы различных Интернет сайтов, посвященных вампирам.










Глава 1. Этимология слова «вампир»

Для разгадки мифа о вампире попытаемся вначале изучить само слово «вампир», что оно значит, и где имеет свои корни. Слово «вампир» пришло к нам из венгерского языка, где оно бытует в форме «vampir», но вообще это слово скорее славянского происхождения. У славян оно встречается в аналогичной форме в русском, польском, чешском, сербском языках, сосуществуя с такими вариантами, как болгарское слово «вапир», «вепир», рутенское «vepir», «vopir», русское «упырь», польское «upier». Миклошич в качестве одного из возможных вариантов происхождения слова «вампир» предлагает турецкое слово «uber» - «ведьма». Еще один вариант, но менее вероятный — образование от корня pi- (пи- ) - «пить» при помощи приставки va- (ва- ) или ау - (ав- ). От корня pi- образуется древнегреческое «пью». Отсюда же возникло слово, имеющее значение «свежая, питьевая вода». В связи с этим непременно следует процитировать Рэлстона, хотя стоит иметь в виду, что в некоторых деталях он немного устарел. Его работа «Песни русского народа», откуда я привожу следующий отрывок, была опубликована в начале 1872 года. Вот что Рэлстон пишет о вампирах: «Это название никогда не могли удовлетворительно объяснить. Слово «вампир» именно в этой его форме – «vampir» - южнорусское «upuir», «upir» до сих пор сравнивали с литовским «wempti» = «пить» и «wempti», «wampiti» = «рычать», «ворчать» и выводили его из корня pi- (пить) с префиксом u = av, va. Если эта деривация верна, то главную особенность вампира можно истолковать как подобие опьянения кровью. В соответствии с этими представлениями хорваты называют вампира «pijavica» (пиявица), а сербы говорят о человеке с лицом, красным от постоянного пьянства, что он «багровый, как вампир»; сербы it словаки именуют горького пьяницу словом «vlkodlak» (влкод-члак, т. е. вурдалак).

Глава 2. Определение термину «вампир»

В словаре Даля находим: «ВАМПИР м. плотоядное, летучее млекопитающее жарких стран, из семейства крыланов, похожее на летучую мышь, но величиною с белку; кровосос, упырь; последнее название в Малороссии (и в южных славянских землях) придается сказочному оборотню, который по смерти летает кровососом, загрызая людей; ведмак». Большая Советская Энциклопедия про вампира рассказывает нам следующее: «Вампир, упырь, в славянских народных верованиях - мертвец, выходящий из могилы, чтобы вредить людям, сосать их кровь. Известен в поверьях русских (упырь), украинцев (упир, В.), белорусов (вупар), поляков (upiór, upierzica), чехов (upír), сербов (в 15-16 вв.- упир, позже - В.), болгар (вапир, въпир). У древних славян существовал культ жертвоприношения упырям ("оупирем"). В переносном смысле - кровопийца, жестокий человек, эксплуататор». Монтегю Саммерс в своей книге «Исследование вампиризма» пишет: "Он [вампир] - часть темной стороны природы, он обладает таинственными и ужасными качествами, ...хотя в строгом смысле и не является демоном »
Мифологический словарь говорит: «Вампир, в низшей мифологии народов Европы мертвец, по ночам встающий из могилы или являющийся в облике летучей мыши, сосущей кровь у спящих людей, насылающий кошмары. В. становились «нечистые» покойники – преступники, самоубийцы, умершие преждевременно смертью и погибшие от укусов вампиров. Считалось, что их тела не разлагались в могилах, и прекратить их злодеяния можно было, вбив в тело В. осиновый кол, обезглавив его и т.п. Оберегами от В. служили также чеснок, железо, колокольный звон и др. В славянской мифологии – упырь».
Итак, какие мы выводы можем пока сделать из узнанного? Вампир – это человек (летучую мышь, разумеется, мы рассматривать не будем), который, в силу тех или иных причин, потребляет человеческую кровь. Это либо «мертвец, выходящий из могилы» или «ведмак».

Глава 3. Самые ранние упоминания о вампире

Точно не известно, когда на земле впервые появился мифы о вампирах, как, наверное, и нельзя точно сказать о любых других мифах. Мы можем лишь приблизительно указать место и время вероятного зарождения мифа. В XIX столетии были обнаружены и переведены письмена древней Месопотамии. Эти письмена в первую очередь продемонстрировали развитую систему верований с огромным пантеоном богов и духов, и из всего этого огромного пантеона самым близким эквивалентом вампиру были семь духов, описанных в поэме, переданной Р. Кампбеллом Томпсоном.



Она начинается со строк:

Семеро их! Семеро их!
Духи, что уничижают небеса и твердь,
Что уничижают землю.
Духи, что уничижают землю,
Силы необычайной,
Великой силы и гигантской поступи,
Демоны (как разъяренные быки, великие призраки),
Призраки, что врываются во все дома,
Демоны, что не ведают стыда!
Семеро их!
Не зная заботы, точат землю они как кукурузный початок,
Не зная жалости, обращают гнев свой против всего человечества.
И кровь проливают людскую дождем,
Вгрызаясь в плоть и иссушая вены.
То демоны, полные злобы, пожирающие кровь беспрестанно.

Монтегю Саммерс предположил, что вампиры занимали значительное место в мифологии Месопотамии, даже более значительное, чем предполагает вера в семь духов. В особенности он выделял экимму - духа непогребенного человека. К такому выводу он пришел на основании изучения литературы о «нижнем мире» — жилище мертвых. «Нижний мир» изображался как мрачное, жуткое место. Однако жизнь отдельного индивидуума там могла быть значительно улучшена, если человек в конце своего земного существования получал надлежащее, даже простое, захоронение, которое включало нежную заботу о его теле. В конце таблички 12 знаменитой эпической поэмы «Гильгамеш» был перечень различных степеней успокоенности мертвого. И завершалась она несколькими куплетами о состоянии лица, которое умерло в одиночестве и было захоронено, которые в интерпретации Саммерса звучат так:

Человек, чье тело лежит в пустыне —
Ты и я часто видели подобное.
Дух его не покоится в земле,
У духа нет никого, кто бы побеспокоился об этом.
Ты и я часто видели подобное.
Остатки из сосуда (объедки празднества, все, что выбрасывается на улицу) служит ему пищей.

Ключевой строкой в этом отрывке было: «Дух его не покоится в земле», — которую Саммерс понимал так, что духи тех, кто умер в одиночестве (т. е. экимму) не могли даже войти в «нижний мир» и таким образом, были приговорены скитаться по земле. Потом он увязал этот отрывок со строками об изгнании призраков и цитировал полностью различные тексты, в которых перечислялись разнообразные призраки. Однако их было чрезвычайно много, как говорил об этом один текст:

Злобный дух, злобный демон, злобный призрак, злобный дьявол,
Из земли вышли они,
Из подземного мира в страну живущих пришли они.
На небе о них не знают,
А на земле не понимают.
Ведь не стоят они и не сидят,
Не пьют и не едят. Оказалось, что Саммерс перепутал приходящих духов, которые могли просто появляться на земле, и умерших. Призраки не имели тел - они не ели и не пили, в то время как мертвые в подземном мире имели форму телесного существования и наслаждались теми же удовольствиями, что и люди. Источником этого неправильного понимания был неадекватный перевод последних частей эпической поэмы «Гильгамеш». Строка «дух покоится не в земле» была сначала переведена таким образом, что представлялось, будто мертвым остается доступной возможность приходить и блуждать в мире людей. Однако более поздние переводы и обзор контекста последних куплетов эпической поэмы «Гильгамеш» прояснили, что покойники, умершие в забытьи, не получившие похоронных почестей (экимму) блуждали неприкаянно не по земле, а в «нижнем мире». Например, перевод Дэвида Ферри передает этот отрывок таким образом:

А он, чье тело брошено непогребенным?
Скитается он без отдыха в мире, который под нами.
Он тот, кто входит в подземный мир, не оставив там, позади,
Того, кто бы оплакал его?
Отбросы — еда его в мире теней,
Собака не стала бы есть того, что ему служит пищей.

Глава 4. Истоки веры в вампиров

Известный специалист по славянской мифологии Рыбаков Б. А., в своей книге «Язычество древних славян», утверждает, что «Упыри-вампиры и навьи - порождение первобытного анимистического мировоззрения, когда вся природа во всей своей совокупности и многообразии мыслилась насыщенной духами зла (упыри) и добра (берегини)». При этом в той же книге, Рыбаков говорит, что «средневековый русский человек не был совершенно беззащитен в то время, когда по улицам Полоцка помчались на невидимых конях полчища навий-вампиров, наносившие полочанам смертельные удары. Люди попрятались в своих домах. Дом был крепостью, неприступной для навий: "и не смеяху излазити ис хором". Вампиры могли расправиться только с теми любопытными, которые покидали свою крепость, "вылезали ис хоромины". Полоцкий эпизод 1092 г. был, по всей вероятности, отражением какой-то общерусской эпидемии (вспомним 7000 умерших киевлян), а для нас он интересен как показатель преломления реальных явлений (действия бактерий, бацилл, вирусов) в сознании простых людей XI в.; они отнесли смерть сограждан, вылезавших из своих хоромин, за счет упырей-навий», навии же – «мертвецы или, точнее, невидимые души мертвецов.
Иногда исследователи говорят о культе навий, как о культе предков, но от этого следует предостеречь, так как предки это свои, родные мертвецы, неизменно дружественные, деды, покровительствующие своим внукам и правнукам. Навьи же это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, "с дерева падших", убитых молнией и т. п.).
Очень полно раскрывает сущность навий болгарский фольклор: навьи это птицеобразные души умерших, летающие по ночам, в бурю и дождь "на злых ветрах". Крик этих птиц означает смерть; "нави" нападают на беременных женщин и на детей и сосут их кровь. Они - вампиры (упыри), чрезвычайно опасные для людей. То есть, у Рыбакова мы видим, что вампир, он же упырь – не всегда встающий мертвец, встающий из могилы.… В изначальном своем виде – это навия, дух умершего, однако и тут же вампир является персонификацией чумы, болезни.
Доктор Мор, известный кембриджский платоник, в "An Antidote Against Atheism" ("Противоядие от атеизма", 1653) рассказывает, как вампир мучил священника в Пентше, в Силезии. Однажды вечером, "когда этот богослов, как обычно, сидел со своей женой и детьми, собравшимися вокруг него, упражняясь в музыке, по всей комнате вдруг разлилось неожиданное зловоние. Вслед за этим священник и его семья обратились к Господу с молитвой. Тем не менее, запах усилился и стал сверх всякой меры несносным, настолько, что они были вынуждены подняться в свою комнату. Он и его жена не находились в кровати и четверти часа, когда они почувствовали такую же вонь в спальне. И в то время как они жаловались друг другу на это, из стены вышел призрак и крадучись подошел к кровати богослова, дохнул на него пронизывающе холодным духом и испустил такой невыносимый смрад, что ни описать, ни вообразить это невозможно". С древних времен считалось, что зловоние вампира предвещает и сопровождает появление чумы. Уильям из Ньюбери приводит историю отлученного от церкви развратного мужа, терроризировавшего свой родной город: "Воздух стал гадким и испорченным, когда это зловонное и гниющее тело бродило вокруг, вследствие чего разразилась ужасная чума и не стало дома, в котором бы не оплакивали своих близких, и вскоре город, который еще совсем недавно был густо населен, оказался покинутым полностью, потому что и те, кому посчастливилось выжить после этой эпидемии и опасных нападений, поспешно переехали в другие районы, чтобы тоже не погибнуть". Два молодых человека, обнаружив труп этого мужчины, рубили его лопатой, пока не хлынула кровь, а потом сожгли его. Уильям продолжает: "Чума, так жестоко уничтожившая людей, полностью прекратилась сразу же, как только это проклятое чудовище было уничтожено, как будто оскверненный воздух был очищен тем огнем, который сжег отвратительное животное, заражавшее всю атмосферу" ("Historia Rerum Anglicarum").
Вампиризм и эпидемии, в равной степени терзавшие юго-восточную Европу в конце XVII и начале XVIII вв., продолжались до ХIХв. Эпидемии свирепствовали на Хиосе в 1708, в Межибоже и Белграде в 1725 и 1732, Сербии в 1825, Венгрии в 1832 и в Данциге в 1825 году. Вампиризм был столь же опасен и в другие времена и стал предметом академических трактатов, издававшихся в немецких университетах, особенно в Лейпциге. В одном из богословских исследований, принадлежащем перу Иоганна Генриха Цопфта (Сопфиуса) и названном "Dissertatio de Vampiris Serviesibus" (1733), дается классическое описание вампира:
"Вампиры выходят из своих могил ночью, нападают на людей, спокойно спящих в своих постелях, высасывают всю кровь из их тел и уничтожают их. Они досаждают живым мужчинам, женщинам и детям, не считаясь ни с возрастом, ни с полом. Те, кто волей судьбы попадает под их злобное влияние, жалуются на удушье и полную потерю сил, после чего они вскоре угасают". Кальме добавляет к этому: "Люди, которые были мертвы достаточно долго, ...поднимаются из могил и приходят нарушать покой живых, чью кровь они сосут и пьют". Никакая чума, когда "за несколько часов в деревне заболевают пять или шесть человек", не может быть сравнима с вампиризмом. "The Jewish Spy of D' Argens" (1729) продолжает: "Их симптомы - полнейшее истощение и слабость, как будто от исключительной потери крови... Несмотря на все, что может сделать местный аптекарь, больные люди угасают в течение нескольких дней". Позднее неизвестный фактор, вызывающий смерть, будет назван бактерией или вирусом.
Смею предположить, что это и есть природа мифа. Миф основан на персонификации болезней. В странных для необразованных людей смертей своих близких люди видят происки злых духов, называя этих духов по разному в разных концах света. В Месопотамии это экимму, у славян – упыри, у японцев – каппы. Какие бы не были названия, суть одна. Ослабление от повальных болезней, таких как мор и чума, связывают с высасыванием жизненных сил. Высасывания этих сил приписывают неудовлетворенным душам умерших, причем зачастую душам, мстящим за неправильно выполненный обряд похорон. Теперь обратимся к вопросу, почему в мифологическом сознании людей связывались эти три вещи – похороны, кровь и неприкаянный дух?




Глава 5. Вампир как неуспокоенная душа

Д.Д. Фрезер в своей книге «Золотая ветвь» описывает отношение первобытных племен к душе: «Обращаясь к австралийским аборигенам, один европейский миссионер сказал: "Я не один, как вы думаете, а двое". На это они рассмеялись. "Вы можете смеяться сколько вам угодно, – продолжал миссионер, – я говорю, что являюсь двумя в одном. Одно – это большое тело, которое вы видите; а внутри его есть другое, невидимое маленькое тело. Большое тело умирает, и его хоронят, а маленькое тело после его смерти улетает". На это один из аборигенов ответил: "О, и нас тоже двое, и в нашей груди есть маленькое тело". На вопрос, куда маленькое тело ушло после смерти, некоторые ответили: оно ушло за кусты, другие – оно ушло в море, а третьи сказали, что не знают, индейцы-Гуроны считают, что у души есть голова, тело, руки и ноги, короче, что она является уменьшенным подобием самого человека. У эскимосов бытует верование, согласно которому "душа обладает такой же формой, как и тело, частью которого она является, только более тонкой я воздушной природы".
Согласно верованиям индейцев-нутка, душа имеет вид крошечного человечка: его местонахождением служит макушка; пока она держится прямо, владелец его крепок и здоров; когда же она по какой-то причине выходит из вертикального положения, тот теряет сознание. Племена индейцев, живущие в нижнем течении реки Фрейзер, считают, что у человека есть четыре души; главная из них имеет форму человечка, а три другие являются ее тенями.
Малайцы рассматривают человеческую душу как маленького человечка, величиной с большой палец, большей частью невидимого; по форме и по сложению он является копией человека, в чьем теле обитает. Человечек этот сделан из очень тонкой материи, не настолько, впрочем, неощутимой, чтобы при вхождении в материальный предмет не вызвать сдвига; он может быстро перелетать с места на место; во время сна, транса и в случае болезни он временно, а в случае смерти навсегда уходит из тела. Сходство этого человечка с человеком, то есть души с телом, является полным; как есть полные и худые тела, так есть полные и худые души; как бывают тяжелые и легкие, длинные и короткие тела, так и души бывают тяжелыми и легкими, длинными и короткими.
Обитатели острова Ниас верят, что каждого человека до рождения спрашивают, какой длины и какого веса душу ему хотелось бы иметь, и отмеривают ему душу подходящего веса и длины. Самая тяжелая из когда-либо выданных душ весит примерно 10 граммов. Длина человеческого тела соразмерна длине его души; умершие в детстве люди имеют низкорослые души.
На островах Фиджи представление о душе как о крошечном человечке находит выражение в обычаях, соблюдаемых на похоронах вождя племени накело. Когда вождь умирает, наследственные плакальщики-мужчины обращаются к смазанному маслом и покрытому татуировкой телу со словами: "Поднимись, вождь, и пойдем. Над страной уже взошел день". Потом они несут тело к реке, откуда дух-паромщик переправляет через поток души накело. Провожая вождя в последний путь, они прикрывают его тело огромными веерами, объясняя это тем, что "душа его пока еще только младенец".
Народности Пенджаба, покрывающие свое тело татуировкой, верят, что после смерти их души – "миниатюрный мужчина или женщина" в телесной оболочке, покрытой татуировкой с тем же рисунком, который украшал тело при жизни, – вознесутся на небо».
Итак, у каждого человека есть душа. Душа – это очень, очень тонкая и ранимая человеческая составляющая. Ее легко потерять, ее могут украсть злые колдуны.… Да мало ли что может случиться с такой ценной и легкой вещью? Но сейчас хочу отвлечься на облик, приписываемый душе. Фрезер пишет о том, как представляли душу: «Часто душа представляется птицей, готовой улететь. Такое представление, вероятно, оставило следы в большинстве языков и продолжает сохраняться в качестве поэтической метафоры. Множеством странных способов это представление о душе-птице проявляется у малайцев. Если душа готова взлететь птицей, можно воспользоваться рисом как приманкой, чтобы либо помешать ей улететь, либо


возвратить из опасного полета». Я не зря привел эту цитату, мне нужно было показать, что не только в славянских мифах мертвые души – навии представлены в виде птиц. Так же, душа умершего, заодно и имеющая все повадки вампира, присутствует и в Таиланде, где существует летающий асванг, обычно появляющийся в образе прекрасной девушки, которая начинает свою вампирическую деятельность ночью и всегда возвращается домой до рассвета, чтобы продолжить обычную жизнь. Некоторые женщины имели мазь, которой натирали тела до начала ночной деятельности. Эта мазь и была источником их сверхъестественных способностей. В своем вампирическом состоянии асванг становилась большой птицей, которая летала в небе с криком «какак», или «кикак». Она садилась на крышу дома будущей жертвы и высовывала язык с острым концом. Этот конец использовался для того, чтобы проколоть яремную вену, а кровь высасывалась через трубчатые полости языка.
В Малайзии присутствует птанггалан - третье вампироподобное существо в малазийском фольклоре Согласно мифу, оно произошло от женщины, в разгар исполнения ею церемонии дудок бертам — церемонии раскаяния. Она сидела в огромном деревянном чане, который использовался для хранения уксуса, получаемого из сока пальмового дерева. В этот момент подошел мужчина и спросил, что она тут делает. Напуганная, она рванулась и побежала с такой силой, что се голова отделилась от тела, а ее внутренности потянулись за ней, и так она взлетела на ближайшее дерево. Эта отделенная голова со свисающими внутренностями стала злым духом. Она появляется на верхушках крыш в момент рождения ребенка, издает высокие резкие звуки и пытается подобраться к ребенку, чтобы высосать его кровь. Вампирическими чертами обладали также и индийские бхута — души умерших, особенно тех, кто скончался безвременно, был безумен или родился с уродствами. Они скитались в ночи и появлялись как темные тени, мерцающие огни или неясные видения. Иногда они входили в мертвое тело и делали его вурдалаком, который пожирал живущих. Брахмапаруша - подобное существо, известное в северной Индии.
Бхутасы жили вокруг тех мест, где происходило сожжение (кремация), в развалинах и других заброшенных местах, и в пустыне. Они могли трансформироваться либо в сов, либо в летучих мышей. Сова занимает особое место в индийской мифологии. Считалось несчастьем услышать крик совы, а крик совы, услышанный на кладбище, предвещал смерть. Мясо совы могло использоваться в ритуалах черной магии.
Итак, у нас есть душа, которую легко потерять, и у нас есть духи умерших, обычно в виде птиц или, по крайней мере летающих существ и/или умеющих принимать форму птиц, по какой то причине находящиеся не в загробном мире, а в настоящем, и терроризировавшим обычных людей. Теперь разберем вопрос: почему эти души не находятся в загробном мире, это раз, и почему именно они пьют человеческую кровь?


Глава 6. Опасности, подстерегающие душу при рождении и смерти

Погребальный обряд всегда был обрядом, связанным с многочисленными трудностями. Акт рождения и смерти всегда были священными у многих народов. Рождение – приход души в этот мир – должно быть тщательно защищено от злых духов, стремящихся погубить младенца и забрать его душу. Фрезер пишет: «Альфуры на Целебесе перед началом родов, чтобы душа младенца при рождении не выскользнула и не потерялась, стараются заткнуть все отверстия в доме, даже замочную скважину, трещины и щели в стенах. В то же время затыкают рты всем животным внутри и вне дома из опасения, чтобы ни одно из них не проглотило душу ребенка. По той же причине все присутствующие в доме люди, включая роженицу, обязаны во время родов держать свои рты закрытыми. На вопрос, почему они не закрывают и свои носы, альфуры ответили, что через ноздри воздух втягивается и выпускается и душа будет вытолкнута наружу до того, как успеет там поселиться. Простонародные выражения в языках цивилизованных наций, такие, как "держать сердце во рту" или "иметь душу на губах или в носу", показывают, насколько естественной является мысль о том, что жизнь (или душа) может выскользнуть через рот или через ноздри»11.
Во многих других народов деторождение было опутано целой сетью табу, направленных на сохранение души.
Уход души из тела был также затабуированным. Если вспомнить шаманскую теорию трех миров – загробного, мира людей и мир духов, то там мы найдем своеобразный круговорот души в этих трех мирах. И цель многочисленных табу при смерти человека был связана с тем, чтобы обеспечить переход души из нашего мира в загробный мир.
Душу можно сравнить тут с ценным грузом, который везет вооруженный кордон и на одном пути своей длинной дороги останавливается, чтобы оставить груз в банке. Приход груза – это рождение, приход души в этот мир. Пока груз в банке, можно сравнить с пребыванием души в этом мире. И, наконец, груз берет другой кордон и увозит в другой банк. Так и душа уходит из нашего мира, чтобы уйти в иной мир. Разумеется, что акты получения/отдачи груза будут всячески охраняемы, чтобы груз не украли и не разбили. Тоже и с душой – необходимо обеспечить ей максимальную безопасность. Но что случается, когда внезапно акт погребения человека, то есть «переправка» души в загробный мир, не может состоится, или была проведена с ошибкой? Тогда душа остается в нашем мире, что очень и очень плохо, так как, по древним верованиям, душа будет мстить. Именно поэтому воины у некоторых племен подвергаются многочисленным табу, пока они находятся на пути домой от места сражения. Фрезер пишет: «Басуты "по возвращении с поля битвы совершают специальное омовение. Совершенно необходимо, чтобы воины как можно скорее очистились от пролитой ими крови, иначе тени жертв будут непрестанно преследовать их и нарушать их сон. В полном вооружении воины строем направляются к ближайшему источнику. Когда они входят в воду, колдун, расположившись на возвышении, кидает в поток очищающие вещества. В последнем нет, однако, такой уж необходимости. Омовению подлежат также копья и боевые топоры".
У негров-багешу (Восточная Африка) убивший не может возвратиться в свой дом в день совершения убийства, но он имеет право войти в селение и провести ночь в доме друга. Он убивает овцу и вымазывает грудь, правую руку и голову внутренностями животного. К нему приводят его детей, и он то же проделывает с ними. Затем внутренностями и кишками овцы он вымазывает дверь с обеих сторон, а остатки их забрасывает на крышу дома. В течение всего дня он не смеет притрагиваться к пище руками, а переправляет ее в рот двумя палочками. На жену эти запреты не распространяются. Она может, если ей того хочется, даже оплакать человека, которого убил ее муж. Воины живущего на севере
Замбези племени ангонов, убившие в походе врагов, вымазывают свое тело и лицо золой, надевают на себя одежду своих жертв и обвязывают вокруг шеи веревки, так чтобы концы их свисали на плечи или на грудь. Это одеяние они носят на протяжении трех дней после своего возвращения с похода. Поднимаясь на рассвете, они бегают по деревне и, чтобы отогнать души убитых, испускают истошные вопли. Ведь если эти души не выгнать из домов, они могут принести живым болезнь и несчастье».
Итак, мы получаем человеческую душу, не имеющая возможности покинуть этот мир, и скитающаяся, как привыкли ее изображать древние люди, в образе птицы. При этом душа будет стремиться отомстить обидчику, человеку, который лишил жизни ее физическое воплощение и не обеспечил ей уход в другой мир, или же нерадивого человека, не сумевшего правильно провести погребальный обряд.
Остается выяснить, для чего душе нужна кровь? Почему она скитается по этому миру, и единственное желание ее - это пить кровь? И вообще, что значит кровь для мистических воззрений древних людей? Этому вопросу я и посвящу следующую главу.


Глава 7. Оккультное значение крови

Рудольф Штайнер в своей работе «оккультное значение крови» пишет: «Кровяные сосуды, вместе с сердцем есть выражение трансформированного эфирного тела, таким же образом, которым спинной мозг и мозг выражают астральное тело.
Так же, как посредством мозга внешний мир переживается внутренне, так же посредством крови этот внутренний мир трансформируется во внешнее выражение в теле человека. Я буду вынужден говорить в подобиях, чтобы описать вам сложные процессы, которые должны быть учтены;….. Был бы человек только обеспечен мозгом, он только был бы способен воспроизвести образы внешнего мира внутри себя и переживать их внутри себя; он был бы только способен тогда сказать: "Внешний мир отражается во мне как в зеркале". Если, однако, он способен образовать новую форму этого отражения внешнего мира, эта форма не есть более отраженный внешний мир, это есть "Я".
Существо, обладающее спинным мозгом и мозгом воспринимает отражение как свою внутреннюю жизнь. Однако когда существо обладает кровью, оно переживает свою внутреннюю жизнь, как свою собственную форму. Посредством крови, поддерживаемой кислородом внешнего мира, индивидуальное тело формируется соответственно образам внутренней жизни.

Такая формация выражается как восприятие "Я"».

Обратимся к Фрезеру: «Некоторые из племен индейцев Северной Америки по причине жесткой религиозной санкции строжайшим образом воздерживаются от употребления в пищу крови любого животного, потому что в ней заключена его жизнь и душа. Охотники-иудеи выпускали из убитой добычи кровь и присыпали ее пылью. Они не прикасались к крови в уверенности, что она содержит в себе душу или жизнь животного…. Распространено предписание, согласно которому не должна проливаться на землю кровь верховного правителя.
Поэтому, когда надлежит предать смерти самого правителя или кого-то из членов его семьи, изобретают такой способ казни, при котором царская кровь не попала бы на землю…. Боязнь пролить кровь на землю, в общем, объясняется верой в то, что в ней пребывает душа и что в силу этого земля, на которую попадает кровь, с необходимостью становится табуированной, или священной».
В западной Африке, если кровь упала на Землю, землю стоит посыпать пеплом, утрамбовать и вообще всячески замести. И дело тут не только в том, что попадание крови на что либо обозначало принадлежность этого предмета человеку, пролившему эту кровь… В крови заключена душа, и злой колдун мог захватит эту кровь, чтобы потом вредить человеку.
В представлениях народов Сибири мы видим, что человек делится на три тела: собственно физическое тело, духовное тело, или разум, и астральное тело, или душа, или, другими словами, ту часть человека, которая заключала в себе Я, Эго человека. И именно эта самая важная часть человека, считалось, содержалась в крови. Когда один человек случайно резался, то он стремился как можно скорее завязать рану не боясь потери крови, а боясь потери души.
Итак, мы узнали, что кровь – важнейшая часть человеческого организма, так как в ней, по представлениям древних людей, заключена душа.



Глава 8. Абстрактная природа вампира

Вера в бессмертие души и переходы ее в другие миры порождает целый комплекс родовых/погребальных табу. Именно эта вера позволяет существовать вере в существовании некоторых души, волею случая не сумевших перейти в иной мир. Такие души, верили люди, будут мстить своим обидчикам. И появляется образ крылатой, вездесущей души, рыщущей в поисках своего врага и высасывающего из него кровь.
Но не надо понимать это буквально! Ведь люди, когда говорили о душе, приравнивали ее к крови. И вполне возможно, что человек, говорящий «он высосал мою кровь» говорит о том, что кто - то, якобы, украл часть его души! а кто может украсть душу? Мы выяснили, что душу украсть могут двое: колдун и мстящая душа. Именно поэтому Даль в своем толковом словаре дает определение упырю как «кровосос, упырь; ведмак». Вампира в образе колдун
Вернуться к началу Перейти вниз

Agness


avatar

 
 

Сообщения : 95
Дата регистрации : 2010-03-05
Возраст : 28
Откуда : МОЛДОВА

СообщениеТема: Re: МИФЫ О ВАМПИРАХ: ПОПЫТКА АНАЛИЗА   Вт Июн 29, 2010 8:59 pm

находим мы и в Африке. Работая среди племен дельты реки Нигер, Артур Глеи Леонард обнаружил легенду о том, что колдуньи оставляют свои дома по ночам для встреч с демонами, на этих встречах и подготавливаются заговоры об умерщвлении соседей. Умерщвление осуществлялось «постепенным высасыванием крови жертвы какими-то невидимыми сверхъестественными средствами, воздействие которых на жертву было незаметно для окружающих». Среди народности ибо было поверье, что процесс высасывания крови происходит настолько умело, что жертва чувствует боль, но не может установить физическую причину этого, даже на грани фатального исхода. Леонард верил, что колдовство было в действительности утонченной системой отравления (такое же колдовство имело место в средневековой Европе).
П. Амори Тальбо, работая среди племен в Нигерии, обнаружил весьма распространенное влияние колдовства, а самой ужасной силой, приписываемой колдунам, было высасывание сердец жертв, которые абсолютно не осознавали происходящего. Колдунья могла сидеть ночью на крыше и осуществлять это высасывание при помощи магической силы. Часто считалось, что умерший от туберкулеза человек был жертвой такого колдовства.
Среди народа якё в Нигерии Дэрилл Фордэ обнаружил, что согласно верованию покинувшие тело ведьмы нападают на людей во время сна. Они могут высасывать их кровь, а результатом таких нападений являются оставшиеся язвы. Они могут действовать также как инкьюбасы/саккьюбасы, ложась на людей и душа их.
Практически любой человек, страдавший от каких-то болезненных состояний приписывал свои недомогания колдовству, и всякий, кто был обвинен в нем, был сурово судим различными судами и приговаривался к испытаниям. Объектами такого обвинения в основном являлись бесплодные женщины и женщины в возрасте постменопаузы.
Вполне обычным приговором ведьмам было сожжение на костре. Мэлвилл Херсковиц и его жена Франс Херсковиц смогли найти след ведьмы/вампира, чье существование признавалось большинством западноафриканских пленен. Подобные же вампирические фигуры были обнаружены у народов Карибского бассейна: лугару - на Гаити, асема - в Суринаме и сукуян - в Тринидаде.
Эти три вампира фактически идентичны, хотя были обнаружены в различных колониях: французской, голландской и английской. Обнаруженные у африканских народов представления о вампирах кажутся очевидным доказательством того, что общий исток мифологии о вампирах исходит из Африки.
Итак, души и колдуны. С колдунами все понятно: как обвиняли колдунов в различных противочеловечных деяниях, так и будут обвинять. К тому же, колдун вполне реальный человек, и если в деревне случилось несчастье, кто, как не колдун, будет отвечать за него? Опять же, говорить, что колдуны – это истинные вампиры, вряд ли возможно. Они не боятся «антивампирских» оружий, да и как никак это рядовые люди.
А вот ситуация с душами куда интереснее. Предположим, случилась крупная стычка двух племен. Часть павших воинов осталась на территории одного племени, и жители этого племени не утрудили себя предать тела земле. Трупы начали гнить, и возможно, каким то образом спровоцировав болезнь в деревне. Что могут сказать жители, не знающие, что такое медицина? Скорее всего, они подумают, что это души умерших пришли за ними, мстя за свою смерть. Боязнь неправильного совершения похоронного обряда, эпидемии, мор и вера в бессмертие души сделало возможным появление мифа о существах, душах умерших, которые не смогли попасть в другой мир и мстят, вытягивая кровь-душу из живущих.
Оттуда и методы борьбы против вампиров: чеснок – сильное антисептическое средство, серебро издавна славилось тем, что обеззараживает воду, а кремация трупов, якобы принадлежащим «вампирам», то есть источникам заразы, вполне разумна. А слова о том, что «из костра будут выпрыгивать жабы и прочая, и нужно давить их и кидать обратно в огонь», я думаю, можно понимать и так, что даже если кусочек одежды умершего от эпидемии останется не сожженным, то и от него можно заразиться. Так что все методы по уничтожению вампиров, по сути своей, методы по дезинфекции.




Глава 9. Что могло способствовать развитию мифа

1. Летаргический сон.
Быть может, это были случаи летаргического сна и погребение живых людей. Саммерс (без ссылки на источник) говорит, что в начале ХХв. в Соединенных Штатах сообщалось в среднем об одном преждевременном погребении в неделю.
В книге "Buried alive" Франц Хартман ссылается на 700 случаев в его собственном врачебном округе в конце XIХв.; правда, надо отметить, что доктор был оккультистом. В древние времена, когда медицинские знания были менее развиты, ошибки могли быть более частыми, отмечал Роор в "De Mastication Mortuorum" (1679), и вандалы, грабящие труп вскоре после погребения, легко могли быть испуганы его "воскрешением". Усилия при освобождении из гроба могли вызвать и внешние повреждения тела, и кровотечение.
Обсуждая белградских вампиров в 1732г., д-р Герберт Майо в "On the truths Contained in the Popular Superstitions" ("Об истине, заключенной в народных суевериях", 1851) предполагает, что это были люди, "просто живые или, по крайней мере, жившие в течение некоторого времени после погребения; короче говоря, те, которых погребли живыми, и чья жизнь, если она еще продолжалась, была оборвана из-за невежества и варварства откапывавших их". Возможность этого проиллюстрирована в истории, цитируемой Саммерсом. Некий сельский житель Заретто, слишком много выпив и попав под дождь, вымок до нитки и прилег отдохнуть в своих мокрых одеждах. "Его охватили ужасные конвульсии, ближе к одиннадцати часам он впал в состояние комы. Он стал холодным, и его дыхание остановилось. Наконец он умер... В восемь часов на следующее утро его взяли, чтобы похоронить". Дорога пролегала через гористую местность, и подпрыгивание похоронных дрог неожиданно вывело Заретто из пьяного оцепенения.


2. Порфирия.

Мифу также вероятно давали более материальную подоплеку такие физические явления как Erythropoietic Protoporphyria. В прошлом, страдалец порфирии показывал симптомы, которые включают: экстремальная чувствительность на ранах и шрамах солнечного света, чрезмерный волосяной покров, ужесточение кожи вокруг губ и десен (который должен сделать резцы более выдающимся). Предлагалось, что доктора могли только обращаться с такими больными, изолируя их в течение дня и, убеждая их пить кровь, чтобы заменить потерянную при кровотечении. Существенная характеристика вампира была то, что он пил новую (свежую) кровь, чтобы удовлетворить потребность. Это - редкая наследственная кровяная болезнь, очень тесно связанная с нашим современным понятием "вампиризм". Жертва порфирии не может произвести сама основной и живой компонент крови - красные тельца. Сегодня эта болезнь лечится с помощью регулярных инъекций. Тем не менее, всего пятьдесят лет тому назад, причина болезни была неизвестна, и лечения не проводилось. Эта болезнь вынуждала жертву выходить только вечером, избегать болезненных солнечных лучей. Кроме того, если чеснок стимулирует производительность кровяных телец у здорового человека, то у больного порфирией он только обостряет болезнь. Признаки вампира прошлого несут большое сходство с этой болезнью.




3. Тексты апокрифов.

Если отвлечься от попыток выставить миф о вампире в рациональном свете как совокупность различных факторов человеческой жизни, и обратиться вглубь веков, рассматривая древние тексты в попытке найти что – то, что даст нам намеки о возможности возникновения вампиризма, то, я полагаю, самым разумным будет обратиться к Великой Книге – к Библии. Конкретнее, к одному из ветхозаветных сюжетов – истории о Каине и Авеле.
Итак, Каин и Авель (Каин, евр. qajin, от арамейского и арабского корня qjn, «ковать»; Авель, евр. hebel, этимология неясна), согласно ветхозаветному преданию (Быт. 4, 1-17), сыновья первой человеческой пары - Адама и Евы: «И человек познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина и сказала: приобрела я мужа вместе с богом. И она ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принёс Каин из плодов земли дар богу. И Авель принёс также из первородных стада своего и из тука их. И призрел бог на Авеля и на жертву его, а на Каина и на жертву его не призрел. И разгневался Каин сильно, и поникло лицо его... И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Убив Авеля, Каин был вынужден удалиться, так как земля, принявшая кровь брата его от руки его, не могла давать больше «силы своей» для него. Но для того, чтобы Каин не был убит в изгнании, бог сделал ему знак и объявил, что тому, кто убьёт Каина, «отмстится всемеро».
Апокалипсис Моисея говорит:
1 И после этого, Адам и Ева были друг с другом и когда они спали, Ева сказала Адаму, своему господину: "Мой господин, Адам, слушай,
2 я видела во сне этой ночью кровь моего сына Амилабеса, которого называем Авелем, которая льётся в уста Каина, его брата и он пьёт ее без жалости. Но Авель умолял оставить ему хоть каплю крови, и все же Каин не послушал
3 его и выпил все; и жизни не осталось в Авеле и душа вышла из уст его уст. И Адам сказал, "Давай встанем и пойдем
4 посмотрим, что с ними случилось. (Я боюсь), чтобы искуситель не напал на них где-нибудь".
Я даже не буду говорить, что напоминает мне этот сюжет, и, пожалуй, не буду вдаваться в его тайный смысл, так как основная моя задача – это познакомить с вампиром во всех его мифологических проявлениях. Ибн аль-Асир рассказывает, что Каин, убив брата, отправился вместе с сестрой в Аден (араб. 'adan имеет сходное звучание и одинаковое написание с евр. 'eden, Эдем, ср. Быт. 4, 16 - «и поселился в земле Нод, на востоке от Эдема»). Очень распространено предание о том, что Каин, собравшись убить брата, не знал, как это сделать, но в это время появился ворон (или сатана в облике ворона) и убил другого ворона куском камня, - Каин последовал его примеру (Табари, армянское устное предание). Берешит рабба (22, 4) содержит несколько различных версий: Каин убил Авеля камнем; камышом (ср. убийство Авеля палкой в эфиопской «Книге Адама»); Каин видел, как Адам закалывает жертву, и таким же образом поразил брата в горло - предписанное место для заклания жертвенного животного. Возможно, заклание и укус вампира в шею имеют много общего.

4. Практики древних шаманов.

Еще древние галлы имели обыкновение пить кровь врагов и обмазывать ею себя. Они верили, что это принесет им удачу в бою. Многие австралийские племена верили, что кровь – это лучшее лекарство от старости и недугов. А у многих шаманов островной Азии был обычай давать чашу с кровью своему заболевшему правителю…. Они верили, что это вернет ему молодость и здоровье.
Да и до недавнего времени и в современной медицине практиковалось переливание крови по поводу и без, хотя уже сейчас доказано, что переливание крови не является всегда действенным средством. Бонней, австралийский путешественник, рассказывает, что среди некоторых племен, проживающих по берегам реки Дарлинг в Новом Южном Уэльсе, «очень больных или ослабленных людей принято подкармливать кровью. В данном случае своей кровью делятся с ними друзья. Это делается уже описанным ранее способом», т. е. человек вскрывает себе вену на предплечье и подставляет под руку деревянную чашу или какой-либо похожий сосуд, куда стекает кровь. «Когда кровь запустевает, превращаясь в желеобразную массу, больной пальцами отправляет ее в себе в рот».
Следует помнить: аборигены верят, что душа продолжает жить после смерти тела, и если при жизни человека кровь оказывается для него самым полезным и питательным продуктом, то она сохраняет свои животворные качества, когда ее даруют ушедшему в мир иной - и люди не ощущают смерть как безвозвратный уход и вечную разлуку.


5. Существование психически больных людей, которые жаждут крови.

Подобное состояние, конечно, крайне редко и ненормально и отличается от каннибализма, иногда принимавшего крайние формы, как у женщины-самаритянки, описанной в Библии (4 книга Царств, 6, 24-30).
Хотя, чтобы приводить примеры, не нужно отдаляться в такую древность – примеры существуют и рядом. В Москве, в маленькой квартирке в Кузьминках, был задержан некий гражданин В. Соседи слышали в полночь плачь грудного младенца, но на звонки вышеозначенный В. не отвечал. Тогда соседи позвонили в милицию. Проникнув в квартиру, милиционеры увидели жуткое зрелище: На полу, сидел B. а также гражданка Л., находящаяся в шоковом состоянии. На балконе сыщики обнаружили полностью обескровленный труп младенца... На допросах, В. сообщил, что, таким образом, т.е., выпивая кровь младенца, в назначенный день и час, он собирался достичь бессмертия. Самое удивительное в этой истории то, что гражданка Л. была матерью несчастного малыша, она уроженка Молдавии, и, оставшись без средств к существованию, согласилась "отдать младенца" в "хорошие руки". Единственным условием было то, что рожать она будет дома у В. Горе-мать утверждает, что и не подозревала о намерениях В. Однако, экспертиза показала, что она врёт - она тоже пила "Эликсир молодости"...
Другой пример менее страшный: Родители некой Н. проявили беспокойство по поводу состояния своей дочери - она полностью копировала стиль жизни Ирреального вампира. Не выходила из дома днём, устраивала истерики, когда мать пыталась раздвигать тяжёлые шторы, чтобы проветрить комнату. Наконец, родители были шокированы, увидев, как однажды ночью, она буквально зубами загрызла крольчонка, разложила его на столе, и принялась слизывать кровь. Врачи признали её невменяемой, и она была помещена в клинику. Однако ставить окончательный диагноз не торопились.
Однажды, кто-то из больных, решив подшутить над ней, обрызгал её святой водой, Н. дико закричала, а через какое то время, у неё на местах, куда попала вода, выступила сыпь, напоминающая крапивницу.
Вампиризм определен как акт пития крови из объекта (обычно объекта любви) и получение результирующего сексуального возбуждения и удовольствия. Высасывание или питие крови из раны - часто важная часть акта, но не необходимая. Питье крови может быть особенностью садомазохизма, ритуалов крови, фетишизма, ритуальной мести, психозов и опьянения наркотиками. Клинический вампиризм назван по имени мифического вампира, и распознаваем, хотя редко, клинически, характеризуется периодическим питьем крови. Это - самовыражение, унаследованное из архаичного мифа, акт взятия крови, являющийся ритуалом, который дает временное облегчение.
Имеются несколько зарегистрированных случаев индивидуумов, кто предполагалось, вампиризмом и некрофилией. В 1827,в городе Легер, в возрасте 29 лет, выкопала труп 12 летней девушки, искалечила ее гениталии и выпила ее кровь. В середине 1840-го, Сержант Бертран вырыл трупы, сперва изнасиловал их, а потом мастурбировал над ними. Он описал, что находился в состоянии большого сексуального возбуждения. Другой Француз, Генри Spot, был обвинен в 1886 году в некрофилии и вандализме. Он осквернил могилу 18-летней девушки и сексуально злоупотребил ею. Возможно, один из наиболее поразительных примеров этого типа чрезвычайно неправильного поведения показан случай печально известного Питера Куртена, Германия. Куртен сексуально искалечил и убил многочисленное количество людей, женщин и детей, занимаясь при этом некрофилией и вампиризмом. Фриц Гаарман, известный как " Ганноверский вампир", убил приблизительно 24 юных мужчин. В течение убийств он потворствовал в вампирических и некрофилических деятельностях.
Известен случаи во Франции в конце ХIХв., когда в 1886г. к суду был привлечен за вандализм и некрофилию некий Анри Бло. Он был привлекательным молодым человеком двадцати шести лет, немного болезненного телосложения. Его волосы свешивались со лба, как у пуделя. Он носил прекрасные, тщательно ухоженные усы. Глубоко посаженные черные глаза находились в постоянном движении. В его внешности было что-то кошачье, а в лице - нечто от хищной ночной птицы.
Ночью 25 марта 1886г. Бло открыл калитку, ведущую на кладбище Сен-Уэн, приблизился к одной из канав, где были похоронены те, кто не имел права на отдельную могилу, и вынул доски, удерживавшие землю на последнем из гробов. Надпись на кресте сообщала, что в гробу было тело восемнадцатилетней Фернанды Мери, сценическое имя Карманио, балетной танцовщицы, похороненной накануне вечером. Бло вынул гроб, открыл его и достал тело молодой девушки, которое и перенес на насыпь в конце канавы. Там, со всевозможными предосторожностями, он преклонил колени на несколько листов белой бумаги, взятых из цветочных подношений, и совокупился с трупом. После этого он заснул и проснулся слишком поздно, чтобы возвратить труп на место, успев лишь незамеченным покинуть кладбище. 12 июня Бло снова осквернил труп, но, не проснувшись вовремя, был обнаружен и арестован. 27 августа он появился на суде и беззаботно ответил, к ужасу судьи: "А что вы хотите? У каждого свой вкус. Мой связан с трупом". Он был приговорен к двум годам тюрьмы. (Альбер Бателль, "Le Causes criminelles et mondaines", 1886).




Глава 10. Развитие образа вампира в литературе

В начале XIX века стали появляться, в основном в северной Европе, первые литературные работы о вампирах и вампиризме. Литературные вампирические традиции в Италии XIX столетия начинают отсчет с момента появления оперы «Вампир» А. Де Лжаспсрини (впервые представленной в Турине в 1801 году). Романтизм, популярное литературное движение, объектом размышлений которого был внутренний человеческий опыт, усилило мифический образ вампира, расставив акценты на символике крови, ночи, меланхолии и «эротической нежности к трупам». В северной части Европы вампиризм был привнесен в литературные столичные круги из массовых суеверий через работы Повалиса, Гете и Джона Китса. В 1819 году Джон Полидори создал лорда Рутвена — главного героя рассказа «Вампир». Во французской и русской литературе к образу вампира часто обращались Чарльз (Шарль) Нодье, Шарль Бодельер, Александр Дюма, Алексей Толстой и Николай Гоголь.
Германия дала рождение современному литературному вампиру. Первой современной литературной работой о вампире была небольшая поэма Генриха Августа Оссепфельдера «Вампир» (1748). К этому же ряду можно отнести поэму «Леонора», повествовавшую о вновь вернувшемся, который претендует на свою любовь и хочет забрать возлюбленную в могилу как свою вечную невесту. Эта поэма, хотя ее и нельзя назвать в полной мере вампирической, сыграла заметную роль в литературе Германии и Англии. Еще больше популяризовала тему вампира поэма Гете «Коринфская невеста», опубликованная впервые в 1797 году. Гете был ведущей литературной фигурой на континенте, в его внимание к теме вампира легализовало ее для других.
Первым вампирическим романом, опубликованным в Италии, был роман Франко Мистрали «Вампир» (1869). История Мистрали происходит в Монако в 1862 году. В ней много крови и любовников-кровосмесителей. Вампир был представлен в декадентской аристократичной манере, на которую оказал влияние стиль Китса, Гете, Полидори и лорда Байрона — современников автора. Исторические народные понятия о вампиризме в том виде, как они были задокументированы во время вампирической истерии, составили основу «Вампира» - романа, написанного в 1908 году Энрико Бони. Возможно, это была единственная работа, которая проиллюстрировала мир массовых предрассудков и страхов в деревенском быту.
Натуралистический подход к этому явлению был обнаружен в работе Луиджи Капуана «Вампир» (1904 год, 2-е изд. — 1907). Автор стремился к объективному описании) фактов и проявил научный подход (вампиризм рассматривался как галлюцинация), хотя некоторый скептицизм и конце романа все-таки присутствовал. Одновременно с "Вампиром" Капуана вышел роман «Черный доктор» Даниеля Оберто Маррама.
Наиболее значительными работами о вампирах последующих десятилетий были: "Пробудившиеся с кладбища" Нипо Cauapeca (1932), «Рассказ об оборотне» Томмаяо Ландольфи (1939), «Осенний рассказ» (1947), «Последний Ликантроп» Бачелли (1947) и «Черная собака» Гуадальберго Титта (1964). Как видно из названий, вампиры и оборотни шли в литературе рука об руку.
Каждая страна вложила свой вклад в развитие образа вампира, создав устойчивый архетип. Когда нам говорят слово «вампир», мы представляем старый замок, бледного человека с острыми зубами и несчастную жертву с проколотой веной. Но давайте будем помнить, что литература – это одно, а реалии – несколько другое.

Вывод

Как-то раз, в Риме случилось горе – небывалая смертность младенцев. Римляне обвинили в смерти детей одного приезжего и распяли его на кресте. После этого смертность не прекратилась, и жители сожгли труп, после чего младенцы перестали умирать. Но из-за ли одного человека случилось это? А не вернее ли будет сказать, что случился мор, который и унес жизни детей? Мор – вампир. Заразившись сам, ты заражаешь другого. Мор и не видим, и не проникает в те дома, жители которых не выходят на улицу. Так стоит ли всё это списывать на чудовищ, летающих по ночам, и выходивших из могил? Наши предки верили: стоит. И списывали все свои болезни, хвори и вспышки чумы на призрачных духов, упырей, летающих по ночам и высасывающих их души и портя им кровь. Но дело не только в болезнях.… На генезис мифа повлияли и сумасшедшие, наподобие графа Влада Депеша, так называемого Дракулы, и различные генетические отклонения, как порфирия, и странные медицинские практики придворных целителей.
Миф о вампире вобрал в себя еще и другие мифы – такие, как, к примеру, мифы о зомби, привидениях и многие другие. Вампир в настоящем – это искусственно созданная модель, созданная из деталей мифов различных культур, и выявить в них первопричину его зарождения и была моя задача в этой работе.
Истинный вампир – это персонифицированная болезнь. Действительно, если рассматривать в таком конспекте, то вампиризм – это даже заразно. То, что в основе мифов о вампирах стоит факт медицинский, а не мистический, по-моему, факт, не подлежащий сомнению. Мне скажут: а как же видимый облик, зубы, укус в шею, неразлогаемость трупа и так далее, столь часто приписываемое вампирам людьми? На это я отвечу так: видели ли вы сами вампира, или были хотя бы лично знакомым с человеком, которому удалось повидать это существо? Литература, кино, музыка, “Internet” сделали свое дело, и мир бредит вампирами. Энн Райс… Брэм Стокер… Как будто специально культивируют образ «вампира сегодня», отвлекая внимание людей от истинной природы вампирологических мифов.
Возникает два вопроса, к которым я пришел в ходе выполнения работы. Первый: это критическое отношение к литературе, которую я использовал в курсовой. Точность большинства источников, упоминающихся у Фрезера, Саммерса и Кальме, подлежит сомнению. Поэтому писать работу на базе объективных источников не поддается возможным. Сложности возникают еще и в том, что в данное время слишком мало ученых занимается этим вопросом, и найти литературу с какими либо достоверными сведениями крайне трудно. Второй вопрос: почему в наше время, в период, когда господствует рациональный тип познания окружающего мира, миф о вампире так прочно укрепился? Причем не только укрепился, но и постоянно получает все более широкое распространение? С чем связано то, что люди так стремятся найти какие – либо доказательства существования вампиров? Эти вопросы остаются открытыми. В заключение я приведу стихотворение Д. Байрона «Гяур», которое очень хорошо отражает настоящее отношение к вампиру.

Ты снова должен выйти в мир
И, как чудовищный вампир,
Под кровлю приходить родную,
И будешь пить ты кровь живую
Своих же собственных детей.
Во мгле томительных ночей
Судьбу и небо проклиная,
Под кровом мрачной тишины
Вопьешься в грудь детей, жены,
Мгновенья жизни сокращая...
Когда с кровавыми устами,
Скрежеща острыми зубами,
В могилу с воем ты придешь,
Ты духов ада оттолкнешь
Своею страшною печатью
Неотвратимого проклятья.

Д. Байрон, "Гяур".
Перевод С. Ильина.





Список литературы

1. Д.Д. Фрезер «Золотая ветвь» http://lib.infopole.ru/histor/book/freser/index.htm/
2. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. http://lib.infopole.ru/histor/book/ribakov/russ/index.htm/
3. Рудольф Штайнер. Оккультное значение крови.
http://www.satan-angel.narod.ru/okkrovz.zip/
4. Дом Августин Кальме. О вампирах. http://www.satan-angel.narod.ru/mag.htm/
5. М. Саммерс – история вампиризма, http://www.nosferatu.ru/biblio/articles/ivamp/istorvamp.html/
6. «Книге Адама» http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/adam_eva_slav.shtml/
7. «Апокалипсис Моисея» http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/ap-mos2.shtml/
(все ссылки даны на 22 мая 2006)
8. Мифологический словарь, М., «Советская энциклопедия» 1990

Использованы материалы сайтов:

Сборник материалов о магии и колдовстве, 22 мая 2006 -http://lib.infopole.ru/
Электронная библиотека мистики и ужаса, 22 мая 2006 - http://www.beth.ru/res.htm/
Библиотека Тайных Знаний, 22 мая 2006 - http://www.satan-angel.narod.ru/
Библия – центр, 22 мая 2006 - http://www.bible-center.ru/bibleface?cont=synnew_ru/ Толковый словарь В. Даля On-Line, 22 мая 2006 - http://vidahl.agava.ru/
БСЭ On-Line, 22 мая 2006 - http://www.oval.ru/encycl.shtml/
Вернуться к началу Перейти вниз
 

МИФЫ О ВАМПИРАХ: ПОПЫТКА АНАЛИЗА

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Вампиры. Кровь. Свежие новости литературы и кино о вампирах. :: Сверхъестественный форум :: Вампиры :: Библиотека статей о вампирах-
© Портал "Жизнь вампира". Вампиры. Вампиризм. Исследования. Современная библиотека о вампирах. 2009-2010. Все права сохранены. Общение. Поиск истины существования вампиров. Объединение взглядов прошлого и современного поколения исследования Мира Вампиров. Настоящее лицо современного вампиризма. Вампир, как тенденция молодёжного рунета. || При использовании любых материалов ссылка на форум строго обязательна
Создать форум | © phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Создать он-лайн дневник